Грузоперевозки: когда за дело лучше не браться
Наверняка любой грузоперевозчик в курсе, что случаются ситуации, предлагающие к перевозке «сомнительные» грузы, не отвечающие нормативным требованиям грузоперевозки, а то и вовсе далекие от этих стандартов. А ведь ответственность за перевозку не всегда ложится на отправителя неподъемным грузом, часто случается, что от такого расклада могут пострадать как фирмы грузоперевозок, так и частные перевозчики. Конечно, охватить все возможные сомнительные варианты практически невозможно, но выделить наиболее очевидные из них вполне реально.
Итак, перевозчик имеет право отказаться от грузоперевозки, если:
• тара или упаковка груза, предъявленного к перевозке, находится в ненадлежащем виде;
• груз, заявленный к перевозке, разовым заказом не подтвержден;
• заявленный груз весит больше, чем указанная его грузоподъемность в заявке или заказе (из расчета на единицу автотранспорта);
• объективные дорожные условия, условия стихийного характера и т.п. вызывают сомнения по поводу выполнения обязательств по доставке.
Действующее законодательство предусматривает следующее: грузоотправитель не имеет права предъявлять, а грузоперевозчик возлагать на себя ответственность по грузоперевозке в случаях, когда такую перевозку запрещает Устав автомобильного транспорта, а также, если грузы не сопровождены надлежащими товарно-транспортными документами, которые грузоотправитель не оформил согласно требованиям. Также нормативные требования допускают грузоперевозку с экспедиторским сопровождением, и без него. Однако отдельные категории грузов требуют обязательного экспедиторского сопровождения, которое может организовать как грузоотправитель, так и грузоперевозчик. Если это требование в каком-либо конкретном случае обязательно и явка экспедитора к месту погрузки обеспечивается грузоотправителем, то в случае задержки (опоздания) экспедитора грузоперевозчик имеет право на взыскание с грузоотправителя компенсации за простой, а также распорядиться о возврате транспортного средства в гараж и т.д. Если экспедитор от грузоотправителя прибыл своевременно, он должен предъявить служебное удостоверение и путевой лист. Отсутствие путевого листа с указанием в нем лиц, уполномоченных по прибытии на въезд, автоматически делает такое мероприятие невозможным.
Конечно же, круг требований, которые должен соблюдать грузоотправитель, гораздо шире, но здесь обозначены лишь основные. Любому профессиональному автоперевозчику должно быть это известно. Следуя таким простым правилам, автопредприятия значительно увеличивают свой шанс избежать нежелательных и непредвиденных убытков, а грузоперевозки не будут сводиться к случайному процессу.